«Дюна» - первый роман Фрэнка Герберта из многотомной эпопеи «Хроники Дюны», и, безусловно, лучший.
Для своего времени это была необычная книга. Фантастика, затрагивающая сложные вопросы экологии, этики, да и религии тоже (хоть и слегка завуалированно).
Мир «Дюны» - это далекое будущее, в котором населенными мирами правит Падишах-Император, в котором бароны и герцоги владеют целыми планетами, а межзвездные перелеты находятся во власти всесильной Гильдии Навигаторов… которая сама полностью зависима от поставок особого вещества – «спайса», или «пряности». Кто владеет спайсом – владеет миром. Спайс раскрывает сознание, дарует возможность предвидеть будущее, узнавать прошлое, прокладывать верный путь сквозь пространство космоса… и он же меняет физическое тело так, что вскоре без него уже невозможно обходиться. Это наркотик, на который умудрилась подсесть целая цивилизация.
Почему так случилось? Из страха людей перед искусственным интеллектом. Упоминается бунт машин в далеком прошлом, восстание компьютеров против людей. Люди сумели победить и выжить, но отказались от развития «умной техники». Место компьютеров заняли люди, развившие свои ментальные способности в нужных направлениях… при помощи спайса. Вот так человечество и подсадило себя на иглу.
Тема наркотиков, исламских революций, борьбы за свободу, экологических катастроф и страха перед бунтом роботов для шестидесятых годов была весьма острой. Неудивительно, что всё это замысловатым образом переплелось в «Дюне». Но главное всё же не это. Главное – вопросы, которые ставит автор. Вопросы старые, но актуальные до сих пор: «кто мы?», «куда мы идем?», «кем мы станем?»
Книга настолько зацепила многих и многих, что попытки её экранизации предпринимались не раз. В 1970 начал готовить съемки Алехандро Ходоровски, но экранизация не состоялась, и всё, что мы имеем – это необычные концепты персонажей и костюмов, слишком уж фантастические. В 1984 вышел фильм Дэвида Линча, провалившийся в прокате из-за несогласованности с режиссером окончательной, театральной версии… но впоследствии ставший культовым. Он очень хорош именно с точки зрения эстетической, антуражной, но слабоват сюжетно. Вторая экранизация, телесериальная, 2000 года, прошла успешнее, но старый фильм всё равно имеет немало поклонников.
Чем же так цепляет эта странная книга? Наверное, тем, что каждый там находит что-то своё, что-то близкое себе, своим представлениям о мире и судьбе. И – может быть – ответы на свои вопросы.